Широкая масленица

Февраль богат народными обычаями, традиция­ми, обрядами, приметами. Уже в первый день месяца на Руси судили-рядили: какая весна будет? Если начало февраля погожее, то и весну жда­ли раннюю, ясную, пригожую. А раз так, то надо уже сохи ладить, телеги поправлять, чинить сбрую летнюю да борону столетнюю. И нынче в это время ремонти­руют технику к вешней страде. На первой февраль­ской неделе отмечалась Полухлебница. Крестьяне считали, что прошла половина времени от старого хлеба до нового. Через три дня - Сверчковый заступ­ник, запечник, прибаутник. В середине последнего зимнего месяца начиналась пора свадеб у пернатых и четвероногих. Спустя три дня - Коровятницы, скотницы, телятницы, голендуха (голодуха): влезала на по­веть в крестьянский двор коровья смерть. Дело в том, что к этому времени в неурожайные годы кончались запасы кормов и крестьянам приходилось забивать скотину.


За неделю до конца февраля проходили Серповидцы: доставали серпы, осматривали их и готовили к летней работе. Ближе к концу месяца в Сибири справ­ляли праздник «Сшиби рог с зимы». Считалось, что в эту пору зима становится безрогой – слабеют морозы. А в последний февральский день – Овчарницы: зарнили пряжу, стелили ее по последним снегам, выставля­ли на утреннюю зарю, чтоб она была крепка, чиста да бела. А еще говаривали: «Кончается февраль-недот­рога – семена ближе к порогу!». Скоро сев.
Но самый знаменитый обряд на стыке зимы и вес­ны – это, конечно же, Масленица! Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод живности. По тра­диции Mасленица расписана по дням на целую неде­лю вперед: понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – те­щины вечерки, суббота – золовкины посиделки, а в воскресенье – проводы, прощеный день. В этом Хлеб­ном, по определению «Славянского садово-огородно­го календаря», 2006 году Масленицу будем отмечать с 27 февраля по 5 марта включительно.
Без блинов – и Масленицы нет. Раным-рано на мо­розной зорьке в первый день Масленицы большуха-обряжуха (старшая в семье хозяйка) с молитвой за­творяет в квашне тесто на блины. Льют молоко да сме­шивают его с ключевой водицей, обязательно из трех прорубей зачерпнутой: во имя Отца, Сына и Святого Духа. Сдабривают тесто яйцами, мешают сосновой мутовкой, сольцы да медку добавляют вдосталь. И де- лают всё подальше от глаз не только от посторонних, но и от домочадцев.
Первый блин выпекался особенно тонким - таким, чтобы через него можно было на мир поглядеть и, па­мятуя о предках своих, увидеть их добрые лица. А тем временем деревня к деревне в гости ехала себя пока­зать и на других поглазеть. Первые масленичные пес­ни оглашали округу. В этот день устраивали и раскаты­вали снежные горки.
Во второй день Масленицы начинались игрища. Парни да девушки делают Масленицу: обряжают соло­менную куклу или сноп в рубаху да сарафан, лапти при­вязывают к жгутам-ноженькам. Вплетают кукле в косу длинную трехаршинную атласную красную ленту. Ходят по деревне толпою, всем молодым миром по округе, у каждого дома останавливаются. В этой толпе есть и ря­женые. Вот - коза-дереза, у которой острые рога. Пры­гает она по двору, задирает хозяина дома. Есть и коро­вушка. Уж она-то боком-боком обходит хозяйку. А хо­зяйка, конечно, желает, чтобы ряженые обязательно оповестили весь честной мир, что «хозяйка в дому, как оладушки на меду!». Ряженых полагалось щедро блина­ми угостить да хмельным пивом напоить. А ряженые хо­зяев подзадоривают: «Без блинов - не масленица, без пирогов - не именины. Блин добро - не один». Первый испеченный блин полагался за упокой, для душ роди­тельских, кое-где он отдавался нищим, чтобы они помя­нули всех усопших. Блины брюха не портят. Блин - не клин, брюха не расколет. Поедали стопками блины и распевали: «Широкорожая Масленица, мы тобою хва­лимся, на горах катаемся, блинами объедаемся! Масле­ница-кривошейка, состречаем тебя хорошенько! С блинцами, с каравайцами, с вареничками!..».
Праздник Масленицы был связан с культом нарож­дающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляли собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины - красные. Великий русский писатель А. Куприн писал: «Блин - символ солн­ца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

В. МИРОНОВ, фольклорист. г. Юбилейный Московской обл. , «Шесть соток»